Фактчекинг,
или Как копирайтеру проверять факты

Достоверность – один из признаков качественного текста. Исследование 2020 года, проведенное международным агентством новостей Reuters, показало, что 56 % пользователей сомневаются в надежности информации в интернете. И на то есть причины: сайты и соцсети переполнены некачественными текстами с непроверенными, а иногда и намеренно искаженными фактами. Хороший же копирайтер просто обязан помнить о правилах фактчекинга – проверки данных для определения их достоверности и корректности. Этот процесс направлен на подтверждение фактов и отсеивание фактоидов – непроверенной или заведомо ложной информации, выдаваемой за действительность.

5 принципов быстрого фактчекинга

Проверка информации сродни расследованию – дело трудоемкое и затратное. При высокой загрузке у копирайтера не всегда есть время на перепроверку каждого факта, упомянутого в тексте, но обманывать читателя все равно нельзя. Поэтому расскажем об упрощенном фактчекинге. Уж на него у вас должно быть время.

1. Поиск первоисточника или разных независимых источников

фейковый источник
Пример поста на основе непроверенного источника с разбором от fishki.net
В качестве первоисточника может выступать официальный сайт производителя, нормативный документ (ГОСТ, ТУ, DIN, ISO и др.), исследование, маркетинг-кит, презентация, книга, комментарии экспертов и прочие. В целом источником информации может служить любой ресурс в интернете. В этом случае следует искать дополнительные подтверждения описанных на страницах фактов. Например, при работе с сайтами конкурентов нужно:

  • сопоставить их ассортимент с продукцией заказчика, то же самое касается услуг;
  • найти не менее 3 сайтов с одинаковыми фактами, причем это не должен быть очевидный рерайт друг друга. Если хотя бы в одном источнике факт другой (размер не тот, дата основания иная и т. п.), придется глубже закопаться или вовсе отказаться от использования этой информации;
  • по возможности обратиться к первоисточнику.

    2. Поиск тематических слов в поисковике

    Если текст оптимизированный, в поисковую строку вводятся ключевые фразы и просматривается топ выдачи. Ну или можно просто использовать слова и словосочетания по теме. Важно оценивать авторитетность и надежность источников (проходят ли тексты проверку редакторами и/или экспертами), сравнивать, как в них подается одна и та же информация на интересующую тему, выявлять возможные противоречия. Кроме того, нужно обязательно уточнять значение всех незнакомых терминов. И не доверяйте безоглядно Википедии. Это хороший источник информации, но и в ней не все факты проверены.

    3. Проверка информации об авторе

    Размещение имени и фамилии или псевдонима автора под экспертной статьей – распространенная практика. Поэтому, если вы решили воспользоваться таким текстом в качестве основного исходника, проверьте квалификацию, убедитесь, что это не фейк. Посмотрите его страницу в соцсети, блог на личном сайте, публикации на информационных порталах, научные работы и др. Данные из источников, размещенных автором, нужно сопоставлять с тем, что написано в его тексте. Частая ошибка горе-экспертов заключается в передергивании фактов. Как мы уже говорили в одном из постов, обычно такая проблема появляется со статистическими данными – эксперт выхватывает лишь часть информации для подтверждения своего утверждения, не обращая внимания на то, что другие данные этому противоречат или само исследование на самом деле не существовало.

    4. Распознавание фейков

    фейковые новости
    Большинство фейков основываются на фактоидах. Это ложная информация, воздействующая на эмоциональную сферу целевой аудитории и вызывающая сильный отклик. Такие фальшивые тексты распознать несложно, но есть и другие фейки, связанные с невнимательным подходом автора, например опечатки, ошибки в технических характеристиках, датах, адресах, названиях компаний и именах людей. Их нужно перепроверять, даже если источник надежный.

    5. Проверка на субъективность

    В зависимости от задачи в тексте допускается или запрещается авторский взгляд на факты. В любом случае личное мнение лучше подкреплять проверенной информацией или подчеркивать, что оно субъективно. Если нужно добиться объективности, можно задать себе следующие вопросы:

    • есть ли личная заинтересованность;
    • нет ли попыток подогнать факты под идею.
    Критичное восприятие информации – результат тренировок и опыта работы с большими объемами данных по различным тематикам. Нужно уметь сомневаться в фактах и находить правильные ответы, воспользовавшись для начала хотя бы этими простыми правилами фактчекинга. Тогда вам будут доверять клиенты и клиенты ваших клиентов.