Копирайтер в штате или аутсорсинг:
что выбрать?

Из-за массового перехода на удаленку многие владельцы бизнеса стали задаваться резонным вопросом: «А что выгоднее: держать копирайтера в штате или найти автора на аутсорсе?» Чтобы дальше в статье не было недопониманий, сразу поясним, аутсорс — это не удаленка. Аутсорсинг — это передача конкретного вида деятельности или функции другой компании, то есть это изначально человек вне штата, а в общепринятом понимании не просто человек, а целая компания, которая берет на себя по договору решение поставленной задачи, в данном случае — написание текстов. Если вам нужно найти автора для наполнения сайта, ведения блога или соцсетей, подготовки статей для СМИ и прочих задач, стоит оценить возможные выгоды в обоих случаях. В статье как раз и рассказываем о нюансах работы со штатниками и аутсорсерами, сравниваем по нескольким условным параметрам.

Содержание

Формат работы

Начнем с простого. Штатный копирайтер работает в офисе компании или на удаленке полный день. При аутсорсинге график автора не зависит от вашего режима работы, так как его работа заключается в выполнении поставленной ему задачи, при этом он всегда оказывает услуги удаленно. Конечно, возможны варианты, когда аутсорсер приезжает в офис для обсуждения каких-то вопросов, работает по вашему графику, например если отвечает за новости, но это скорее исключения, чем правила.
Как понять, кого выбрать? Если копирайтер нужен здесь и сейчас, лучше приглашайте в штат, так вы сможете влиять хотя бы на его график. Если ориентируетесь только на результат работы, а процесс не имеет значения — выбирайте аутсорсинг, там больше авторов и проще найти «своего», вам не придется ограничивать себя выбором среди местных кандидатов.

Выполнение задач и работа до победного

Штатник на связи в рабочее время, выполняет все поставленные вами задачи (не имеет права отказываться), быстро реагирует на изменения и вносит правки. Вы можете требовать изменения текста и быть уверенными, что дополнительных затрат это от вас не потребует. Копирайтер в штате будет переписывать текст, даже если вы полностью измените ТЗ (хотя если его оклад зависит от производительности, то могут возникнуть сложности, но это уже тонкости). Если у вас нет текстовых задач, вы можете поручить копирайтеру задание из смежной области, например редактирование чужого текста или сбор семантического ядра (только не забудьте в карточке должности прописать обязанность «выполнять задачи руководителя»). Так вы не потеряете деньги на простое или, при необходимости, рациональнее распределите время сотрудников при завале.
В отличие от штатного автора, аутсорсер обычно сотрудничает с несколькими заказчиками, распределяет задачи по своему плану и не всегда реагирует на правки мгновенно. При этом любые изменения в техническом задании после принятия исполнителем согласовываются отдельно и могут повлечь за собой дополнительные затраты. Количество бесплатных правок также бывает ограничено. Копирайтер на аутсорсе решает только поставленную задачу по подготовке контента, если вам нужна дополнительная услуга — подобрать картинки, собрать СЯ, вычитать текст после правок контактного лица и т. д. — заказывайте отдельно.
В плане работы с задачами со штатным копирайтером проще. Аутсорсер может обозначить свои сроки сдачи или отказаться от выполнения без объяснения причин, да еще и платить за правки придется, если ТЗ будет некорректным. Так что если нужен безотказный сотрудник, который будет работать до победного, выбирайте штатного копирайтера. Если нужен человек, который может посоветовать, как лучше, или указать на явную ошибку, ищите аутсорсера (многие переживают за свою репутацию и бесплатно дают ценные советы на основе опыта работы с другими компаниями).

Общение с экспертами

Обычно для интервьюирования эксперта штатному копирайтеру достаточно зайти в соседний отдел. Если компания что-то производит, можно просто посетить производственные площади и посмотреть, как все работает. Аутсорсер, конечно, тоже может договориться об интервью и выезде на объект, но для человека со стороны это сложнее. Чаще копирайтер связывается со специалистами компании по телефону, запрашивает дополнительные материалы (маркетинг-киты, буклеты, инструкции, руководства для продавцов и прочие), составляет подробный бриф с вопросами и высылает на электронную почту и т. д.
Так что в целом разницы в общении почти не будет, за исключением возможности аутсорсера приехать к вам на производство или сложности в налаживании контакта с вашим экспертом, который не любит общаться по телефону.

Объемы и темы

У каждого копирайтера свой потолок по объемам: одни легко пишут 30 000−50 000 знаков за 8 рабочих часов, для других норма не превышает 7 000−10 000, третьи могут выдавать около 2 000−5 000 символов качественного текста. Здесь смотрите на качество, потому что писать плохо могут все, а в текстах все же первично качество, объем вторичен. В вакансии обозначайте необходимый объем, так будут откликаться только те, кто способен выдавать нужную вам производительность. При этом важно понимать, что возможности штатного копирайтера ограничены. Если заказов станет больше, придется нанимать новых сотрудников или отдавать часть проектов на аутсорсинг, а в период простоя подыскивать им другую работу.

То же самое касается тем. При поиске специалиста для компании по продвижению сайтов учитывайте, что в среднем 1 автор в штате или на аутсорсе способен хорошо разобраться в 3−5 темах. Для остальных тем потребуется привлекать других людей.

Кого выбрать? Если работаете с одной тематикой и у вас стабильный поток задач, хватит штатного автора, а если тем много и объемы меняются из месяца в месяц, лучше ищите исполнителей на аутсорсе. Ну или не беспокойтесь о выборе, а просто заключите договор с нами. Вы отдаете нам проект любого объема на любую тему, не нарушающую законы РФ и нормы морали, мы сдаем готовые тексты. И тогда вам уже не важно, какие темы и какие объемы будут в следующем месяце, мы и 400 000 знаков сделаем, и про ERP-системы напишем.

Контроль

Штатник ориентируется на ваши требования к контенту, знает процедуру проверки, доработок, согласования и т. д. Соблюдение принятых норм зависит только от его мотивации и ответственности. Проверенный сотрудник не требует специального контроля.

При заказе текстов у аутсорсера нужно обязательно прописать политику коммуникаций (или поверить в адекватность копирайтера), назначить контактное лицо для контроля оплаты и проверки материалов. При этом нужно понимать, что контролировать копирайтера на аутсорсе первое время придется строго, иначе тексты будут динамиться по срокам и не соответствовать ТЗ.
Разницы между штатом и аутсорсом в плане контроля, по сути, нет. И там и там нужна обратная связь, чтобы исполнитель понимал, в правильном ли направлении работает, и там и там на начальном этапе нужно отстроить систему взаимодействия, чтобы затем снизить уровень контроля. Да, с нами это не потребуется, потому что политики коммуникаций у большинства компаний одинаковы, а сотрудники АК «Контент по правилам» подбираются ответственные, внимательные, одним словом — адекватные. Ну и, конечно, контроль у нас полностью лежит на редакторе и руководителе, их обратной связи достаточно для развития и поддержания в тонусе, не зря 93% наших текстов согласуются с первого раза.

Безопасность

Риски есть и в штате, и на аутсорсе. Слить информацию может даже штатный сотрудник, если его достаточно демотивировать. Как вариант, подпишите NDA (соглашение о конфиденциальности), это юридически обезопасит вашу компанию и не даст возможности копирайтеру делиться вашими внутренними наработками или написанными им текстами. На 100% это вас не убережет, но риски снизит.

Финансовые затраты

Штатный копирайтер оформляется по ТК РФ. Каждый месяц из его зарплаты удерживаются 13% (НДФЛ). А вы делаете обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды. Зарплата обычно фиксированная, состоит из оклада и бонусов, реже встречается сделка. Сократить оклад при общем снижении доходов компании бывает проблематично. Если проектов нет, вы можете лишь на короткое время отправить сотрудника на отдых за его счет. При увольнении по сокращению придется выплатить еще и выходное пособие. Дополнительно оплачиваются первые 3 дня больничного (остальные проходят по страховке), отпуск, курсы повышения квалификации, программное обеспечение для рабочего компьютера, сервисы для проверки текстов и т. д.

В последнее время для снижения затрат владельцы пытаются перевести своих сотрудников на самозанятость, лучше так не делайте. Проверяющие органы легко докажут, что человек работает с вами постоянно, сидит в офисе, получает фиксированную оплату и т. д. и т. п. Не рискуйте.

Копирайтеры на аутсорсе работают по договору ГПХ, в качестве ИП или самозанятых. При работе с ИП и самозанятыми вы платите только за результат по прайсу исполнителя. При ГПХ — удерживаете из вознаграждения НДФЛ в размере 13%, дополнительно делаете взносы на пенсионное и медицинское страхование. Остальные затраты, в том числе выплата отпускных, отсутствуют. При снижении доходов или отсутствии проектов вы можете не давать заказы исполнителям или искать авторов другой ценовой категории. Есть еще вариант прямой оплаты на карту копирайтера, но не рекомендуем так себя подставлять, выгода минимальна, а риски есть.
В финансовом плане заказывать тексты у аутсорсеров выгоднее, чем нанимать копирайтера в штат, особенно в текущей экономической ситуации. Вы можете выбрать любую ставку, исключить из расходов гигантскую сумму на аренду офиса, налоги, не оплачивать отпуск…

Заключение

Выбирайте способ взаимодействия с копирайтерами по своим требованиям и возможностям. При желании можно нанять специалистов в штат и заключить договоры с несколькими авторами или агентством в формате аутсорсинга. Просто сядьте, просчитайте финансовые затраты, трудозатраты людей, контактирующих с копирайтером, в том числе его руководителя, посмотрите на качество контента и примите решение.
Я руководила в крупной компании отделом копирайтинга из 30 человек и все затраты знаю вдоль и поперек:). Аутсорсинг проще, так как не нужно выделять закрытое помещение (не все копирайтеры могут работать в шуме), не нужно отслеживать тренды в копирайтинге, тестировать программы проверки и закупать доступы для всех штатных сотрудников. Все это уже входит в стоимость услуги. Так что при работе с агентством копирайтинга в формате аутсорсинга по деньгам получается почти то же самое, что и со штатным сотрудником, а забот в разы меньше. Чтобы узнать побольше о нас и наших услугах, загляните сюда.
Кристина Дульнева, владелец АК "Контент по правилам"
Анна Лисаконова
копирайтер агентства копирайтинга "Контент по правилам"