Что такое лонгрид и как его писать

Однозначного понимания этого термина нет. С одной стороны, лонгрид – длинная публикация объемом более 6 000 символов, разбитая на смысловые блоки, часто сопровождающаяся содержанием, введением, резюме или выводами в конце. С другой – любой текст с мультимедийными элементами: изображениями, анимацией, видео и аудио. В этой статье мы будем придерживаться третьей точки зрения, для нас лонгрид – это совокупность первых двух вариантов, то есть объемный текст с медиаконтентом, отражающий глубокое понимание темы и увлекающий читателя от начала до конца.

Какие задачи решает

Повышает лояльность ЦА. В зависимости от содержания текст раскрывает миссию и принципы компании прямо или завуалировано. Лонгрид может быть прямо посвящен какому-то продукту или услуге компании или косвенно через демонстрацию компетентности в конкретной сфере. Таким образом он помогает находить в широком круге читателей потенциальных покупателей. Заинтересовавшись, они запоминают бренд и могут выбрать именно его при появлении потребности в определенном товаре или услуге.
Улучшает поведенческие факторы. Лонгрид, написанный однажды, остается актуальным долгое время. Обычно просто через некоторое время в него добавляют новую информацию. Читатели ставят лайки, делятся полезным материалом, переходят на площадку компании, смотрят страницы, становятся подписчиками или клиентами даже через несколько лет после публикации.
Продвигает сайт в поисковиках. За счет длительного пребывания пользователей на странице, подробного ответа на все вопросы читателей, наличия тематических слов поисковые системы лояльнее относятся к сайту и повышают его видимость в выдаче.
зарабатывают на написании лонгридов
Скриншот заказов на лонгриды на популярной бирже фриланса.

Как создается лонгрид

Всю работу можно уместить в 4 этапа. Больших и трудозатратных.
1. Определяется тема и стиль с учетом ЦА. На основе анализа потенциальных клиентов подбирается тема, определяется стиль написания текста и мультимедийные элементы. При продумывании темы нужно связывать запросы ЦА с предложением компании.

2. Составляется план. При наличии четкой структуры копирайтер лучше понимает, о чем рассказывать читателям, да и писать проще, ведь на такой большой текст обычно уходит много времени. А с планом можно писать и редактировать текст частями без потери нити повествования.

3. Собирается материал. При подготовке лонгрида перерабатываются большие объемы информации, в том числе интервью с экспертами – она набирается с запасом по каждому блоку. Все случайные идеи и находки по теме также лучше фиксировать и сохранять, могут пригодиться.

4. Оформляется текст. По мере написания сразу добавляются мультимедиа, так как они могут значительно повлиять на текст. Контент правится столько раз, сколько нужно для ожидаемого результата. Важно раскрыть суть темы и убрать всю воду.

Этапы сбора материала и составления плана могут меняться местами, если автор не очень разбирается в теме. Тогда сначала нужно разобраться в теме, а уже потом ее структурировать, после чего вновь вернуться к этапу сбора информации для добавления недостающих фактов.
Когда напишете и опубликуете лонгрид, обязательно сделайте скриншот всей страницы, чтобы положить в портфолио. Только так вы сможете продемонстрировать свою компетентность будущим клиентам.

Как сделать лонгрид увлекательным

Писать на языке ЦА
Сложные и непонятные слова, как и неуместные пояснения простых терминов мешают чтению и отвлекают читателя.
Использовать зацепки
Приемы для привлечения внимания читателей подбираются в зависимости от манеры общения с клиентами, принятой в компании, и характера ЦА. Это могут быть вопросы, цитаты экспертов, шутки, гифки – все, что не даст заскучать, но при этом впишется в рамки ниши.
Обеспечивать полное погружение
Для этого применяются мультимедийные материалы, помогающие глубже проникнуться темой. Важно, чтобы они не отвлекали внимание от текста, а дополняли его. Например, если есть суперинтересно видео на час, из которых только 10 минут по теме статьи, стоит вырезать эти 10 минут и именно их публиковать.
Добавлять CTA-кнопки
Призывы поставить лайк или поделиться контентом уместны не только в начале или конце страницы, их можно размещать в середине объемного текста, например после каждых 3–4 блоков. Здесь важно соблюдать баланс: не надоедать и вовремя напоминать о себе.
Указывать время чтения
Время размещается в начале текста и на разводящей странице с анонсом статьи. На лонгрид уходит в среднем 15 минут. Определить время можно с помощью секундомера или конвертера, а если любите математику, то можно посчитать по формуле: объем текста в символах/1 500+0,2 минуты на каждую картинку. Абсолютная точность здесь не так важна.
Добавлять гиперссылки на источники
Это могут быть иностранные сайты с экспертными статьями, исследованиями, научными работами и др. Не каждый читатель перейдет по ним, но так повышается доверие к тексту и автору. Да и с редактором такой текст проще согласовать.
Размещать кнопку «наверх»
Очень актуально для длинных текстов. Чтобы вернуться к началу, читателю не нужно передвигать полосу прокрутки вручную, достаточно нажать на стрелку (обычно в правом нижнем углу).
Написанный экспертом или копирайтером лонгрид должен быть вычитан редактором и проверен корректором, в этом случае можно будет избежать логических и грамматических ошибок, а заодно оценить понятность текста. А вот отсутствие фактических ошибок должно быть полностью на совести автора статьи.