Словарь копирайтера от Школы «Контент по правилам»

Любое профессиональное сообщество имеет свой сленг, и копирайтеры не исключение. Людям, которые ни разу не писали тексты на заказ, порой сложно понять, что вода не имеет ничего общего с жидкостью, а тошнота – это вовсе не плохое самочувствие. Если вы хотите стать своим человеком в копирайтерской среде, изучите термины, без которых не обходится ни один современный копирайтер. Если вы не нашли нужное вам слово, связанное с копирайтингом, пишите на почту info@kontent-po-pravilam.ru или в одной из наших групп. Словарь копирайтера пополняется регулярно.
Анкор – слово либо фраза из текста, оформленные в виде гиперссылки. Адрес страницы, на которую перенаправляется посетитель, спрятан в HTML-коде и на странице не отображается. К примеру, для ссылки https://kontent-po-pravilam.ru анкор может быть «хорошая школа копирайтинга». Ссылка может вести на конкретное место на этой странице, на другую статью на этом сайте или на другой сайт.
Антиплагиат – программа, проверяющая тексты на уникальность. С помощью проверки по шинглам она высчитывает общие показатели и показывает неуникальные фрагменты. Среди наиболее популярных программ сервисы от бирж контента: text.ru, etxt.ru и advego.com. Последние два имеют ограничения по количеству проверок. Также можно использовать сервис от content-watch.
Бриф – документ с вопросами копирайтера и ответами клиента о бизнесе и контенте. Помогает автору понять, для кого предназначен текст, каково УТП компании, какой стиль уместно использовать и т. д. Как составлять бриф, учим в этом видео.
Буллит – типографский знак, которым выделяется в тексте каждый пункт стандартного маркированного ненумерованного списка. Он представляет собой жирную точку в самом начале строки, за которой следует текст (со строчной или прописной буквы). Список терминов в нашем словаре копирайтера как раз выделен буллитами.
Вода (водность) – слова и выражения, которые не имеют прямого отношения к теме статьи и делают ее малоинформативной. Сюда относятся ненужные лирические отступления, неинформативные блоки текста, вводные слова и другие стоп-слова (список последних можно посмотреть здесь https://contentmonster.ru/empty/list).
Для проверки водности используйте https://text.ru/seo, https://turgenev.ashmanov.com/, https://advego.com/text/seo/, https://istio.com/rus/text/analyz. Самый популярный сервис у Text.ru.
Description (Дескрипшн) – один из мета-тегов. Краткое описание содержания страницы, которое может подтягиваться в сниппет. Его длина колеблется в пределах от 130 до 150 символов.
Инфографика – подача информации в виде графиков, диаграмм, таблиц, схем, картинок. Статьи с инфографикой более понятные, вызывают больший отклик у читателей.
Килознак – одна тысяча символов текста (с пробелами или без).
Ключевые слова (ключи, ключевики) – запросы, которые вводят пользователи при поиске информации в поисковой системе. Именно их SEO-копирайтер вписывает в текст. Чем грамотнее будут подобраны и вставлены в статью слова, тем больше шансов, что поисковые системы будут показывать ее на первых позициях по соответствующим запросам. В зависимости от количества обращений пользователей к поисковой системе, ключи могут быть низкочастотными (НЧ), среднечастотными (СЧ) и высокочастотными (ВЧ).
Конверсия – соотношение числа людей, которые совершили нужное действие (купили, позвонили, зарегистрировались, подписались), и общего количества посетителей страницы (сайта).
Контент – информационное наполнение сайтов, включая тексты, графику, видео, музыкальные файлы. Чаще всего под этим словом подразумевают статьи.
Копипаст – копирование и вставка неуникальных фрагментов текста из других источников. Объединение терминов copy (скопировать) и paste (вставить).
Лемма – основная форма слова. В запросе «купить квартиру в Москве» леммы «купить», «квартира», «Москва».
Лид – начальный абзац новости, в котором содержится основная суть.
Лендинг – посадочная страница, представляющая информацию о продукте и побуждающая потенциальных покупателей к действию: позвонить, заказать, приобрести.
Лонгрид – информационная статья большого объема (свыше 5000 знаков), обычно с графиками, таблицами, иллюстрациями, видео и прочими элементами.
Нейминг – разработка названия компании, продукта или торговой марки.
Оффер – коммерческое предложение, демонстрирующее выгоду, которую пользователь получит, приобретая товар или услугу.
Плотность ключевого слова – отношение количества употреблений ключа к общему количеству слов в статье. Можно посчитать вручную или проверить на advego.com/seo.
Релевантность – параметр, показывающий, насколько контент соответствует конкретному поисковому запросу, а сайт – тематике.
Сбп (збп) — символы (знаки) без пробелов, т. е. каждая буква, цифра, знак препинания и т. п. Можно посмотреть в «Статистике» Word, автоматически считается в программах проверки уникальности.
Семантический анализ текста – показывает, из каких слов и словосочетаний состоит текст. Обычно здесь же указываются SEO-параметры: тошнота, водность, плотность ключевых слов, стоп-слова и т. д. Здесь говорим именно о семантическом анализе текста для поисковых систем, а не о лингвистической методике.
Семантическое ядро – совокупность ключевых слов и фраз, используемых для продвижения сайта.
Скрипт – сценарий, в котором прописаны все стадии взаимодействия с клиентом. В продажах: от приветствия до перечисления денег. Алгоритм должен учитывать любые реакции и повороты разговора, а также содержать речевые заготовки, побуждающие людей к целевому действию – покупке продукта, регистрации, подписке и т. п.
Спамность — отношение количества самых частотных слов в тексте к общему объему статьи. В случае чрезмерного насыщения контента ключевиками возникает переспам, из-за которого поисковые системы могут наложить фильтр на сайт или «задвинуть» его в конец выдачи. Проверяют через сервисы «Тургенев» от «Ашманов и партнеры», seo-анализа от «Адвего» или «Текст.ру».
Стоп-слова – конструкции, несущие минимальную смысловую нагрузку. Предлоги, союзы, вводные конструкции и т. п. (например: а следовательно, более того, исходя из вышеизложенного). Полный список стоп-слов можно посмотреть тут: https://contentmonster.ru/empty/list.
ТЗ – техническое задание, в котором сообщаются требования к тексту: страница/группа, объем, ключи, тема и другие.
Тошнотность (тошнота) – показатель, который, как и спамность, дает понятие о степени насыщения текста повторяющимися словами. Тошнотность может быть академической и классической. В первом случае она рассчитывается путем деления числа наиболее частотных слов (или всех ключей) на общий объем текста.
Триггеры – спусковой крючок для покупки, то есть слова и фразы, повышающие мотивацию людей и призывающие их к немедленному действию. Акции, скидки, ограничения по времени и другие.
Уникальность – показатель, который измеряется в процентах и позволяет понять, не встречаются ли отрывки из конкретного текста в других статьях, размещенных в интернете. Может проверять наличие дословных отрывков или слегка отрерайченных. Обычно заказчики указывают, в каком сервисе нужно проверить готовый материал: text.ru, advego.ru, etxt.ru и т. д. Из-за разных алгоритмов показатели уникальности одного и того же текста в разных системах могут не совпадать.
УТП – уникальное торговое предложение. В нем содержится выгода, «изюминка», которой нет у других товаров и услуг.
Фактчекинг – проверка данных для определения их достоверности и корректности. Про правила быстрого фактчекинга читайте здесь.
ЦА – целевая аудитория продукта, услуги, площадки и т. п., состоящая из людей, которым будет интересно конкретное коммерческое предложение. Детскими смесями обычно интересуются родители, концертом Элджея – молодежь, а экопродуктами – люди среднего и выше среднего достатка. Параметров много: возраст, пол, интересы, работа, место проживания и т. п.
B2B («би-ту-би») — сокращение от маркетингового термина «business to business» (бизнес для бизнеса). Продажи B2B — это реализация товаров и услуг другим компаниям, а не рядовым пользователям. Сюда относятся автоматизация бизнеса, бухгалтерские услуги, реклама и т. п.
B2C ("би-ту-си")– сокращение от маркетингового термина «business to customer» (бизнес для потребителя). Компании B2C продают товары физическим лицам. Сюда относятся магазины, салоны красоты, химчистки и т. п.
Call to action (CTA) – призыв к действию (купить, позвонить, подписаться, лайкнуть и т .п.). Должен быть в любом тексте на сайте+в виде форм обратного звонка, онлайн-чата, формы заявки и т. п.
CTR – кликабельность заголовка, рекламного объявления. Рассчитывается как соотношение количества кликов по объявлению/ссылке/заголовку к количеству показов этого объявления/ссылки/заголовка.
H1, H2, Н3 (аш1, аш2, аш3) — названия заголовков первого, второго, третьего и последующих уровней (максимальный уровень вложенности — H6), которые прописываются в HTML-коде страницы. При оформлении статьи в MS Word или Google.Docs их заменяют аналогичные стили «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3». Нужны не только пользователям для удобства чтения, но и поисковым системам. H1 может быть только 1. В «Википедии» H1 — это название статьи, H2 — первый уровень блока «содержания», H3 - второй и т. д.
Keywords (Кейвордс) – мета-тег, список ключевых слов, заполняемый для поисковиков. Раньше он имел большое значение для ранжирования поисковыми системами, теперь большинство его не заполняет.
LSI-копирайтинг – написание текстов, основанное на латентно-семантическом индексировании. Если в SEO-копирайтинге важно использование конкретных ключевых слов. то здесь важно использовать синонимы и другие слова, характерные для этой темы. Например, по запросу "пластиковые окна" важно добавить еще слова ПВХ, Rehau или Veka, профиль, стеклопакет, монтаж, фурнитура и т. п.
SEO-копирайтинг – способ написания текстов, при котором в статью органично вписываются нужные ключевые слова с учетом требований поисковых систем. Это позволяет странице выйти в ТОП выдачи по конкретным поисковым запросам.
Title (Тайтл) – название web-страницы длиной 50-80 знаков, которое прописывается в HTML-коде и отображается в результатах поиска, а также заголовке окна браузера. В тайтл обычно вписывается главная ключевая фраза и название компании.
UX-копирайтинг – это разработка текстов для интерфейсов сайтов, мобильных приложений, программ и прочих продуктов. Подробнее о профессии и правилах UX-копирайтинга.